В последние годы одно из центральных мест в дошкольной педагогике занимает проблема развития детского творчества. Наше дошкольное учреждение вот уже много лет считает это направление приоритетным и уделяет особое внимание формированию у детей эстетического видения мира. Ведь человек будущего не мыслим без высокой культуры чувств, без понимания законов красоты окружающего мира. Видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такой человек не способен на безнравственные поступки. Кроме того, мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен, и нашей стране нужны творческие, способные нестандартно и неординарно мыслить, люди.
Каждый ребенок рождается с творческими способностями. Но, увы, не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и не раскрываются. Важную роль в формировании творческой индивидуальности играет социальная среда. И хотя среда не создаёт, а только проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование креативности и только 5% влиянию наследственности. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для раскрытия способностей и развития творческого потенциала ребёнка. И начинать эту работу надо с самого раннего возраста.
В своей работе с детьми педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения во главу угла ставит создание для ребенка эмоционального комфорта. Это самое главное условие раскрытия детского творческого потенциала. И, поэтому, начиная работу в первой младшей группе, мы стараемся создать для детей атмосферу психологической защищенности, чтобы ребенок смог почувствовать, что его здесь любят и ждут. Без лишней скромности можно сказать, что наш детский сад стал для многих детей вторым домом. Детям настолько комфортно и уютно в детском саду, что они, буквально, не хотят уходить домой. А за выходные так скучают по детскому саду, что родители часто спрашивают воспитателей: «Что вы с ними здесь делаете, что они не хотят домой?». Может быть, так детская психика защищается от предлагаемого родителями «досуга». Ведь сегодня многие родители своеобразно организуют свободное время своих детей. В большинстве своем, это сводится к просмотру детьми некачественных мультфильмов, в которых грубость, насилие и агрессия являются нормой. К огромному сожалению, ушли в небытие старые добрые мультфильмы и сказки о добре, дружбе, красоте, благородстве.
Другие родители свою заботу измеряют количеством кружков, секций, школ, которые посещает их любимое «чадо». Естественно, это не лучшим образом сказывается на детской психике. Дети испытывают хроническую усталость, эмоциональное и мышечное перенапряжение. В результате, дети идут в школу уже уставшими от учёбы, а сложная школьная программа требует от ребёнка умственного и физического напряжения.
Но, с другой стороны, родители сегодня являются «заложниками» школьной программы, которая предполагает наличие у потенциального первоклашки определённого, солидного, багажа знаний. В первый класс дети часто идут буквально «нашпигованные» информацией из разных областей знаний, они похожи на набитый книгами рюкзак, в который уже ничего невозможно втолкнуть. Но у них нет главного: искорки, интереса в глазах, они уже устали от учёбы. И тот багаж знаний, с которым они пришли в школу, висит на их неокрепших плечах, не позволяя добавить в него больше ничего. Где же выход?
Это не праздный вопрос и от ответа на него зависит не только успеваемость ребёнка в школе, но и состояние его физического и психического здоровья, а во многом и дальнейшая судьба. Ответ на этот вопрос ищут не один год педагоги детского сада и школы, порой перекладывая ответственность друг на друга.
Нам кажется, что наше образовательное учреждение находится на правильном пути в понимании этого вопроса. Ребёнок развивается гармонично тогда, когда он постоянно окружён атмосферой гуманизма, эстетики, творчества