Познавательно-исследовательская деятельность – ключевой метод развития предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников, так как она позволяет детям через экспериментирование, наблюдение и поиск ответов на вопросы «почему» и «как» осваивать причинно-следственные связи, свойства предметов и явлений, формировать любознательность, критическое мышление и умение решать проблемы – фундамент будущей научной грамотности. Через познавательно-исследовательскую деятельность ребёнок учится действовать с реальными объектами, осваивает элементарные научные методы и развивает способность к самостоятельному добыванию знаний, что критически важно для перехода к учебной деятельности и пониманию окружающего мира.
Как познавательно-исследовательская деятельность формирует предпосылки естетственно-научной грамотности:
- Любознательность и интерес: Дети задают вопросы и ищут ответы, проявляя естественное стремление к познанию.
- Навыки наблюдения: Учатся замечать детали, изменения и закономерности в природе и быту.
- Экспериментирование: Через простые опыты (с водой, песком, магнитами) постигают свойства материалов и физические явления.
- Логическое мышление: Выстраивают предположения и проверяют их, формируя причинно-следственные связи (если сделать так, то произойдет то).
- Развитие речи: Описывают свои действия, результаты наблюдений и выводы.
- Формирование научного подхода: Учится ставить задачу, подбирать способы ее решения, анализировать результат – основы научного метода.
Немного полезной теории, а теперь к практике...
В корпусе 3 прошёл педсовет по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий формирования предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников», на котором педагогам была дана возможность поделиться с коллегами практическими опытами и экспериментами, ярко показывающими свойства тех или иных явлений, веществ и т.д., которые они проводили вместе со своими воспитанниками. Мероприятие получилось интересным, познавательным.
А закончили мы наш педагогический совет одним мудрым высказыванием:
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу).
Так что да здравствует обмен педагогическим опытом!!!
методист корпуса 3 Стафеева Е.А.