Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений актуальным является - экологическая безопасность.
Один из аспектов экологической безопасности образовательного учреждения - безопасность среды обитания (соответствие образовательного учреждения предъявляемым экологическим требованиям), а другой аспект – здоровьесбережение. Здоровьесбережение – один из важнейших принципов, реализуемых в современном образовании.
Формирование представлений об экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящий момент в окружающем мире резко обострилась экологическая обстановка. Причиной тому стали условия экономического развития, низкий уровень экологического сознания людей и их недостаточная компетентность в вопросах нормального функционирования природных систем.
Чтобы остановить предстоящий экологический кризис, необходимо корректировать и изменять экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать период в жизни человека, в который он наиболее способен к усвоению экологических представлений и правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии и педагогики дошкольного образования, является возраст до школы. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения будущей личности.
Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:
•разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;
•использование экологически безопасной практической деятельности;
•формирование экологического сознания.
Формирование основ экологической безопасности предполагает осознание дошкольниками опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность[3].
В процессе работы с дошкольниками необходимо решать комплекс задач:
1.Показать многогранную природу здоровья;
2.Обеспечить дошкольников необходимой информацией, позволяющей сохранить и укрепить здоровье, соблюдая правила экологической безопасности;
3.Сформировать систему знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения;
4.Вызывать желание принимать участие в природоохранных мероприятиях.
Важно сформировать осознание дошкольниками существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе[4].
Необходимо подвести воспитанников к осознанию ими опасности своих необдуманных действий в природе в случае:
•загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;
•разведения в лесу костров;
•разорения гнезд, муравейников;