214034, г. Смоленск, ул. Рабочая, д. 4

8 (4812) 42-52-37


"СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18" ГОРОДА СМОЛЕНСКА



ПРОФОРИЕНТАЦИЯ


ИНФОРМАЦИЯ


Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. 

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

  Рекомендации психолога старшеклассникам.

Выбор профессии:

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

              Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

                                    Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

                                            Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

  • не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей.  Можно помогать,  но не заставлять.

 

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- Профессиональной просвещение;

- Профессиональная диагностика;

- Профессиональная консультация и др.

 

                                          Материалы по вопросам профориентации

Педагоги школы могут найти интересующие их материалы по адресу: методический кабинет профориентации 

Советы родителям. 7 шагов к решению.

Профориентационная работа в условиях модернизации Российского образования Презентация.

Это интересно! Советы старшеклассникам.

Карта интересов (Методика А. Е. Голомштока, редакция Е. И. Фадеевой). Методика "Карта интересов" используется при проведении профориентационной работы с подростками.

Определение социальной направленности личности (Методика Д. Голланда). Опросник направлен на диагностику основной профессиональной направленности личности.

    Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы с обучающимися

   Федеральные нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации;

     Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

    - образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    3. Федеральный закон от 03.06.2009 №101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии(пересмотренной) от 3 мая 1996 год;

    Статья 1 - Право на труд

    Для обеспечения эффективной реализации права на труд стороны обязуются:

    4. Установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации.

    4. "Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации". Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47;

    Настоящие Основные направления содержат концептуальные положения, на основе   которых   формируется   и  осуществляется  государственная политика в  области  профессиональной  ориентации  и   психологической поддержки населения  в  Российской Федерации,  цели и принципы которой являются общими  для  федеральных  органов  государственной  власти  и органов местного самоуправления.

    5. "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1;

    6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

    Профориентация в МБОУ "СШ № 18"

    1. В день единых действий, 18 марта 2018 года, обучающиеся нашей школы получали возможность пройти  профтестирование. Это  простая, но эффективная  процедура, которая поможет выявить профессиональные склонности, выбрать профильное обучение в старшей школе, среднее-специальное или высшее учебное заведение, а также  специализацию обучения в ВУЗе.

    2. В период с 15 по 19 октября 2018 года в школе прошла Всероссийская акция «Неделя без турникетов». Ее основная цель - помощь в  определении с будущей профессией. В рамках Акции были проведены такие профориентационные мероприятия:  экскурсии на ОАО "Гнездово", завод ЖБИ, встреча учащихся 9 и 11 классов Смоленского колледжа телекоммуникаций. В школе также прошли классные часы "Мир профессий" для обучающихся 8, 10 классов.

 



ДОКУМЕНТЫ / МАТЕРИАЛЫ

Методика «Матрица выбора профессии» Просмотреть
Памятка "Как выбрать профессию" Просмотреть
«День открытых дверей» в Смоленском государственном медицинском университете 18.12.2021 Просмотреть
Баннер Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» Просмотреть
Буклет «Смоленский государственный университет», Психолого-педагогический факультет, Кафедра теории и методики начального образования Просмотреть
Буклет № 2 Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко Просмотреть
Буклет Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва, г. Петергоф Просмотреть
Буклет Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко Просмотреть
Буклет Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова». Просмотреть
ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева Просмотреть
Выставка-презентация учреждений среднего профессионального образования 21.11.2019 в 18.00 Просмотреть
График проведения классных часов «Выбор профессии – выбор будущего» 02.12 – 09.12.2019 Просмотреть
График проведения классных часов «Профессии наших родителей» 16.03 – 23.03.2019 Просмотреть
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Просмотреть
Информационное письмо «Смоленский государственный университет», Психолого-педагогический факультет, Кафедра теории и методики начального образования Просмотреть
Информационное письмо Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии МТО имени генерала армии А.В. Хрулева Просмотреть
Информационные материалы для поступающих в Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко в 2022 году Просмотреть
Как выбрать ВУЗ? Просмотреть
Методы профессиональной ориентации «Я хочу – Я могу» Просмотреть
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя абитуриенту Просмотреть
Неделя без турникетов 2018 Просмотреть
Опросник Голланда Просмотреть
Памятка абитуриенту программы "Кадровый резерв - Профессиональная команда страны" для прохождения собеседования Просмотреть
Памятка для кандидатов, поступающих в образовательные организации высшего образования по направлениям прокуратуры Смоленской области Просмотреть
Перспективный план профориентационной работы "Мой выбор" на 2018 - 2020 г.г. Просмотреть
Плакат № 2 Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко Просмотреть
Плакат Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко Просмотреть
План проведения Единого Дня профессионального самоопределения 27-28.10.2019 Просмотреть
План реализации проекта "Строим будущее вместе" Просмотреть
Порядок проведения конкурсного отбора кандидатов для поступления в образовательные организации высшего образования по направлениям прокуратуры области Просмотреть
Правила приема Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва, г. Петергоф Просмотреть
ПРАВИЛА ПРИЕМА ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Просмотреть
Путеводитель учебных заведений города Смоленска, готовящих по программам среднего профессионального образования. Информация актуальна на 2021 год. Просмотреть
Смоленский филиал РАНХиГС приглашает учеников 9, 10, 11 классов на Неделю открытых дверей Просмотреть
Ссылка на официальную страницу Смоленского государственного университета Просмотреть

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на
портале госуслуг –
получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!

Зарегистрироваться
Сайт является структурным модулем электронной информационно-аналитической системы "Регион", развернутой в информационной системе
"Национальная облачная платформа
ОАО "Ростелеком", аттестованной на соответствие требованиям безопасности информации,
предъявляемым к информационным
системам обработки персональных данных
         

© Орешкова О.А., 2013-2016 г. Все права защищены

olga-oreshkova@yandex.ru